Китай наискосок, 01-31.08.2009 |
Описание маршрута
Николай Осадчий, 23.09.2009
mail: niosa at mail dot ru
Описание маршрута
Часть I. Восточный Тибет
Часть II. Между Дао и Буддой
Нитка маршрута: Пекин - Шеньян - Чэнду - Лонси - Сиан - Вутайшан - Пекин, 2583 км
Route points: Beijing - Shenyang - Chengdu - Longxi - Xian - Wutaishan - Beijing, 2583 km
График движения:
Day | Key points | Distance, km | total | route |
01.08, Sat | Moscow - Beijing (by air) | ||
02.08, Sun | Beijing | 64,1 | |
03.08, Mon | Beijing - Shenyang (by train) | 18,9 | |
04.08, Tue | Shenyang - XinMin - Shenyang (by train) | 0,1 | |
05.08, Wed | Shenyang | ||
06.08, Th | Shenyang - Chengdu (by air) | 43,1 | |
07.08, Fr | Du Jiang Yan | 96,5 | 96,5 |
08.08, Sat | Wen Chuan, Li Xian | 83,2 | 83,2 |
09.08, Sun | 86,4 | 86,4 | |
10.08, Mon | 80,2 | 80,2 | |
11.08, Tue | Hong Yuan | 119,2 | 119,2 |
12.08, Wed | Ruo Er Gai (Zoige) | 142,8 | 142,8 |
13.08, Th | 99,3 | 99,3 | |
14.08, Fr | Min Xian | 131,5 | 131,5 |
15.08, Sat | Longxi - Xian (by train) | 106,2 | 106,2 |
16.08, Sun | Xian | 47,8 | |
17.08, Mon | Wei Nan Shi | 119,9 | 119,9 |
18.08, Tue | Hua Yin | 66,2 | 66,2 |
19.08, Wed | San Men Xia Shi | 130,3 | 130,3 |
20.08, Th | 85,8 | 85,8 | |
21.08, Fr | Xia Xian | 128,2 | 128,2 |
22.08, Sat | Wen Xi, Jiang Xian, Yi Cheng, Fu Shan | 143,5 | 143,5 |
23.08, Sun | An Ze, Tun Liu | 165,5 | 165,5 |
24.08, Mon | Xiang Yuan | 114,6 | 114,6 |
25.08, Tue | 143,9 | 143,9 | |
26.08, Wed | Shou Yang, Yu Xian | 172,7 | 172,7 |
27.08, Th | Shi Ju Xiang | 73,8 | 73,8 |
28.08, Fr | Wutaishan - Beijing (by train) | 93,3 | 93,3 |
29.08, Sat | Beijing | 26 | |
30.08, Sun | Beijing | ||
31.08, Mon | Beijing - Moscow (by air) | ||
Total (by bike) | 2583 | 2383,1 |
Комментарии к пройденному
Маршрут, который у меня получился - результат удачного стечения обстоятельств. Исходно у меня было две цели. Одна невыполнимая - посмотреть страну от Шеньяна до Чэнду своими глазами. Она служила путеводной звездой и задавала направление. Карты и план были подготовлены на всю дистанцию, хотя приоритеты расставлялись на месте. И вторая - побывать в восточном Тибете и встретиться с друзьями в Шеньяне.
В изначальный план закладывались два принципа. Поскольку на дворе тогда стоял август, тропики и пустыня были любопытны, но все же нежелательны. Хотелось побольше придерживаться мест, где менее ровно, где сохранились еще леса и чуть поменьше густота населения. В результате получилось, что неровно было почти всю дорогу, лес все равно был довольно ручной, а населенка - не хуже, чем в московской области. Но видимо по-другому в центральном Китае не бывает.
Кроме того, изначально мне хотелось посмотреть как можно больше популярных у туристов мест. Но уже по ходу дела стало очевидно, что искать старину нужно не там, где больше всего экскурсионных автобусов (обычно рядом еще проходит железная дорога), а в провинции. Поэтому из моего плана выпали такие города, как например Pingyao и Taiyuan. И все-таки по-настоящему глухих мест в центральных провинциях страны мне так и не удалось обнаружить. Глушь подразумевает хоть какую-то удаленность от людей, а здесь представить себе такое просто нереально.
Транспорт
С транспортом в этой поездке все сложилось очень хорошо. Задержки были, но небольшие, а за негабаритный груз с меня ни разу ничего не взяли. Вес снаряжения в совокупности составлял до 30 кг. Из них 20 (велосипед и прочее железо) летали багажом, остальное - ручной кладью. В случае перевеса "Аэрофлот" потребовал бы 4 Евро за кг, "Восточно-китайские авиалинии" - 20. Билеты "Аэрофлота" туда и обратно стоили 24500 р. ($790). Билеты на внутрикитайские рейсы дешевле покупать через Интернет. Мой билет из Шеньяна в Чэнду был куплен за день до вылета с помощью приятеля за 1100 Юаней ($160). Правда, вылет был задержан на 4 часа, но об этом заранее предупредили по телефону.
В поездах я ездил 5 раз, каждый раз покупая билет в день отъезда. Билеты на велосипед не продаются. Поскольку это негабарит, его принято возить в багажном вагоне, для чего нужно подать предварительную заявку за три дня до отправления. Но служащий шеньянского вокзала прокомментировал так, что если велосипед сложен и упакован, то проще сразу садиться в поезд и ехать. Обычно при этом можно рассчитывать на помощь проводников. В сидячих вагонах велик можно примостить в тамбуре с того торца вагона, где дверь не открывается. В этом классе похоже всегда час пик: я бы сравнил его по загрузке с нашей вечерней электричкой, только на дальние расстояния.
В купе велосипед ложится на третью полку (она там единственная поперек выхода) или встает у двери напротив туалета. Китайские купе по цене соответствуют российскому плацкарту, а народу там ездит мало.
Ночлег
У меня было несколько остановок в гостиницах. 2 в Пекине и по одной в Чэнду и в Сиане. Стоимость ночлега в 3-звездочном отеле примерно 200-260 Юаней ($30-40). Хотя изначально предлагаемая цена может быть 700 Юаней. Надо торговаться.
Ночевать на природе в Китае сложно. Потому что как таковой природы здесь сохранилось очень мало. Сами китайцы предпочитают останавливаться в небольших ночлежках. Я же по старой привычке ставил палатку, но каждый раз приходилось делать это вблизи деревень и посадок: других мест попросту нет. Дважды оказывался в ситуации, когда местные были недовольны моим соседством, и тогда приходилось менять дислокацию. Впрочем, бывает и так, что китайцы сами предлагают остановиться на ночь. К сожалению, мне это было не всегда удобно (слишком рано по времени), и я чаще предпочитал отказываться.
Техника
Велосипед Cube Overland Disc, 2007 ("гибрид"). Пробег на начало путешествия - около 6 тыс. км. Неснаряженная масса - 13 кг.
Служил на дистанции верой и правдой, хотя на грунтовых и каменистых участках хотелось иметь колеса потолще. Тем не менее, большая часть пробега проходила по асфальту, поэтому выбор полусликов в целом себя оправдал. Было несколько устранимых поломок. После первой тысячи км передний переключатель отказался врубать маленькую звезду. После второй тысячи сначала сломалось крепление контакта (в подошве ботинка проржавело одно из гнезд), а затем вылетело из зажимов седло. И то и другое было водворено на место. Было 4-5 проколов, в том числе от знаменитых кустарных колючек, которые легко пробивают незубастую шину насквозь. Еще несколько раз приходилось переклеивать наспех поставленные заплаты. Клеиться вечером, когда ложится роса, противопоказано - наутро все отваливается. Также хочется в будущем нашивать тканевую защиту на молнии сумок - от песка.
Люди
Говорить о китайских людях я могу только хорошее. Мое путешествие вряд ли было бы столь интересным, если бы я не опирался на помощь Дун Хэна и его замечательной семьи, сопровождавшего меня в Пекине и Шеньяне, Вана (Игоря), который встречал меня в аэропорту и очень помог с сотовой связью, Чен Ли, который давал полезные советы в Москве. Я также очень благодарен людям, которые оказывали мне помощь на маршруте - Вэю из Хон Юэн, Хуану из Сиана, Хэ из Шеньяна, Мишель и многим другим, с кем мне повезло познакомиться в пути.
Я не рассчитываю рассказать обо всем увиденном в этом отчете, но надеюсь, что с помощью фотографий мне удалось хоть немного передать то, чем является Китай сегодня. Если я о чем-то еще забыл - пишите. Мыло сверху.