Архив текстов и фотографий

Китай наискосок, 01-31.08.2009

Русский | English

Часть I. Восточный Тибет

Николай Осадчий, 14.09.2009
mail: niosa at mail dot ru

Описание маршрута
Часть I. Восточный Тибет
Часть II. Между Дао и Буддой

В первой части события развивались в следующем порядке.
2.08 - Прибытие в Пекин.
3.08 - Поезд в Шеньян.
4.08 - Прогулка по Шеньяну.
5.08 - Поездка в Син-Мин.
6.08 - Перелет в Чэнду.
7.08-15.08 - Около 1000 км от Чэнду до Лунси-сян с заездом на тибетское плато.
15.08 - Ночной поезд из Лонси в Сиан.

Когда я только прилетел в Китай, я еще не знал твердо, куда поеду. Но в первые дни в Пекине было ощутимо за 30, и быстро стало понятно, что лучше начинать с горных районов в Тибете, поэтому после Шеньяна я сразу полетел на запад в Чэнду. В горах было вполне комфортно, а к сентябрю и в Пекине уже похолодало. Если бы не жара, можно было бы проехать по-другому, больше посмотреть на тропики, на Гоби. Сейчас от Гоби я предпочел отказаться, зато, начав дорогу с самой интересной части, получил карт-бланш ехать куда хочется и сколько хочется. Этим я и занялся. Но сначала, конечно, посмотрел на Пекин и Шеньян.

Все остальные подробности - в подписях к фотографиям.

1.08 Прилет в Пекин
Тарус и Ван. Встреча в аэропорту.
Тарус летел через Москву, но мы познакомились уже в Пекинском аэропорту и провели в столице два дня. Тарус живет в Париже и много путешествует, предпочитая делать это в одиночку. Был в Новой Зеландии, в Исландии, а сейчас намеревается покорять Улан-Батор. В планах на следующий год - Байкал.
Тарус собирается в Улан-Батор
Кататься по Пекину налегке - одно удовольствие. Жарко только. А это я.
Аз есмь
У восточной стрелковой башни
Нет, это не демонстрация. Просто желающих попасть в запретный город так много, что их надо отгораживать. А справа оставлено место для велосипедистов и здесь совсем свободно. Но на велосипеде ни на Таньаньмэнь, ни во дворец к сожалению не пускают.
На Таньаньмэнь сейчас шумят только туристы
Классика жанра. В Москве здесь стояла бы Спасская башня.
Врата небесного спокойствия
Императорский дворец
Эти колоссальные сооружения занимают огромную территорию в центре города. Как правило, если места много, это не значит, что внутри что-то есть. Там может восседать статуя Будды, будут гореть лампады, но главное наполнение дворца сегодня - туристы.
Храм высшей гармонии
Большому городу большая опера. Говорят, европейцам не оценить всех тонкостей восточной музыки. Как в Пекине - не знаю, но Сианская опера, которая считается более старой, а следовательно, богатой, прекрасно слушается и смотрится.
Возле пекинской оперы
Нескончаемый поток людей с утра и до вечера процеживается через все главные достопримечательности столицы, оставляя после себя много юаней и пустых бутылок.
В запретном городе людно
Воровать в Китае не принято. Большинство местного населения живет совсем небогато, и часто воровать просто нечего. Поэтому практически в каждый дом или двор можно зайти и поздороваться с хозяевами. Иногда у них можно что-нибудь купить. Торговля здесь - норма жизни.
Двери домов днем часто открыты
Художник
4-5.08 Шеньян и Син-Мин
Cегодня Китай перестал быть вотчиной велосипедистов. По ощущениям, сейчас их здесь даже меньше чем в Европе. И не потому что китайцы не любят здоровый образ жизни. Просто они любят экономить, много возить, и не любят дышать городской гарью.
Скутеры вместо велосипедов
В этом книжном магазине в Шеньяне я искал карты. Хороших физических карт на провинции не было, зато была карта страны, которую я конечно купил, чтобы планировать маршрут, а главное - показывать его другим китайцам. Магазин немного напоминает библиотеку.
Зачем покупать в магазине книги?
В сидячих вагонах мест как правило меньше, чем проданных билетов, поэтому стоять можно довольно долго. В таком вагоне можно пересечь всю страну. Стоя.
В жестком классе
Конечно это декорация. На самом деле больше всего китайцы летом любят носить легкие удобные тапочки, в которых не жарко и их просто снять.
Туфельки
Мой приятель, который сагитировал меня на поездку по Син-Мину в моторикше, сам до этого так никогда не ездил. Так что это был всего лишь повод попробовать. Шумно, медленно, но очень экзотично. На велосипеде получается быстрее.
Машинист рикши
Лао-цзы = пельмени, в очень узком смысле. Начинкой этого продукта может быть все что угодно, а готовят его как правило вручную.
Лао-цзы
На станции Син-Мин (50 км от Шеньяна). Хорошо видно, что электропровода даже не висят. Электрички в Китае ходят мало.
Местный поезд
В парке
Подобными магазинами застроен весь первый этаж жилых домов вдоль улиц. Чаще всего там торгуют продуктами. И при этом спят и готовят в том же помещении, в соседней комнате. С одной стороны, вроде совершенная конкуренция, а с другой - ценников нет, и каждый торгуется как может, иногда предлагая изначально удвоенную цену. Для городских жителей это может быть основной заработок.
Стандартный магазин
В школе Син-Мина когда-то работал отец моего приятеля - Дун-Хэна, а потом и он сам. Сейчас школу ремонтируют, а через месяц уже начнутся уроки.
Эти парты скоро заменят на новые
Коммунизм - настоящий предмет, который изучают и в школе и в институте. Однако выйдя на улицу школьники оказываются совсем в другой рыночной системе.
Класс теории коммунизма. Средняя школа Син-Мина
Дети часто помогают родителям содержать магазин и могут продать любой товар. И я не видел, чтобы кто-то при этом использовал кассовый аппарат или выдавал чек.
Эта девочка знает все цены в магазине
Запуск змея - дело серьезное
Дун Хэн. Когда-то мы вместе учились в Москве и он даже закладывал в меня азы китайской грамматики. Сейчас он живет в родном Шеньяне, но русский, к моей большой радости, помнит.
На родных грядках
Головоломки придумали в Китае раньше кубика-рубика
Этот поезд движется со скоростью до 250 км/час и покрывает расстояние между Пекином и Шеньяном всего за 4 часа. Здесь тоже пассажиров больше, чем мест, поэтому заняты даже багажные полки. Тем не менее, уместить велосипед туда удалось, потеснив нескольких китайцев. Вообще, возить велосипеды в Китае не принято. Это можно делать в багажном вагоне, для чего нужно подать предварительную заявку за три дня до отправления. Но служащий шеньянского вокзала прокомментировал так, что если велосипед сложен и упакован, то проще сразу садиться в поезд и ехать. Обычно при этом можно рассчитывать на помощь проводников. Причем, чем дороже билет, тем охотнее они будут вам помогать. В сидячих вагонах велик можно примостить в тамбуре с того торца вагона, где дверь не открывается. В купе можно попробовать положить его на третью полку (она там единственная поперек выхода).
Поезд Пекин-Шеньян
В Китае редко когда можно услышать музыку. И все же в этот вечер на площади Син-Мина было довольно шумно. А множество женщин самого разного возраста старательно выполняли какие-то упражнения, следуя указаниям инструкторов.
Вечерние танцы на привокзальной площади
Мавзолей императора и его резиденция в Шеньяне находятся в разных местах, но на взгляд некитайца мало отличаются друг от друга. Те же постройки, что и в Пекине, только чуть поменьше масштабом. И так же в основном - результат перестройки после какого-нибудь пожара XVII столетия. Вечно живет только камень.
В императорском дворце в Шеньяне
В парке Бэйлин
Гробница императора
4-6.08 Чэнду. Начало веломаршрута
Чэнду. Когда выходишь из самолета, сразу чувствуешь отличие климата. Воздух более влажный и горячий, чем в столице. Я прилетел сюда вечером, собрал велосипед и окунулся в месиво мотоциклов скутеров, байков, грузовиков, торговцев и фермеров. Здесь, на южных окраинах города, который никогда не обладал столичным лоском, но все же является центром очень мощного региона, начинаешь чувствовать, что такое настоящий Китай.
Парковка скутеров в Чэнду
Наткнувшись на стройку дороги, я не слишком удивился - замена старого полотна, все нормально. Но я не ожидал, что дальше эта стройка будет преследовать меня практически на всем пути.
Строительство эстакады
Эту дорогу свернула в узел земля.
Когда кончается асфальт
В первый день я чуть было не поджарился на горячем тропическом солнце, и, едва добравшись до гор, встал на ночлег на старой заросшей тропе. Два года назад здесь еще жили люди.
Первая ночевка в горах
Дорога в Тибет
12 мая 2008 года Сычуань будет помнить долго. В этот день горы изменили свой облик, а под обломками остались десятки тысяч людей.
Памятник жертвам землетрясения в Сычуане 12.05.2008
Меня предупреждали, что мой маршрут проходит близко к эпицентру землетрясения, но я не слишком заботился об этом. Я просто не подозревал, что это значит, когда в городах снесены целые кварталы.
Dujiangyan. Разрушенный землетрясением квартал
Шум воды и бульдозеров сливается в долине реки Мин. А у подъездов домов лежат цветы.
Последствия землетрясения
Wenchuan. Развалины
Многие в этом регионе живут в развалинах или палатках. Но новое строительство идет очень быстро. Материала здесь достаточно, людей тоже. Наверное именно в Сычуане можно понять, насколько страна готова помогать тем, кто оказался в беде.
Развалины
Моя надежда на то, что в горах скоро окажутся глухие места, была быстро развеяна. Всепроникающие дороги, построенные иногда в невероятно сложных местах, делают легкодоступной практически любую точку страны.
Река Миньцзян, мост через водохранилище
Качество дорог на высоте
Тоннели. Наверное одно из худших воспоминаний от путешествия. Длинные, неосвещенные, душные и довольно стремные. Дорога, которую я выбрал для маршрута, оказалась ощутимо загруженной строительным и грузовым транспортом. Во второй день у меня было несколько тоннелей длиной от 100 м до 2 км. В одном из них оказалось очень неприятно расходиться с идущими на встречный обгон машинами, и я решил дальше не рисковать. Оставшиеся 30 км и 4 тоннеля до городка Вэнчуан были преодолены на попутном грузовичке. Здесь отворачивает довольно раздолбанная, но не такая загруженная трасса, поднимающаяся в Тибет, и я предпочел изменить маршрут, свернув на запад.
Длина тонелей от нескольких сот метров до 4 км
В темноте. К сожалению налобный светодиодный фонарь здесь мало помогает, потому что не дает теней. Время под землей замирает и остается только надеяться, что эта труба все-таки где-то кончится.
В тоннелях темно и опасно
Каморка
Укрощение горы
Плотины в горах встречаются регулярно, причем часто они стоят на совершенно незаметных ручейках. Очевидно, в другое время года расход здесь должен быть больше, иначе не понятен их смысл. Кроме того, плотина - это лишний резервуар паводковой воды, а лишней воды в Китае не бывает.
Будущая плотина
Высокогорная капуста
Здесь будет мост
Хорошая техника
Тибетцы привыкли строить на склонах. Строительный материал лежит под ногами, поэтому дома надежные и большие. Им также досталось от землетрясения, но видно, что здесь объем перестройки заметно меньше. Традиционная трапециевидная форма стен скорее всего придумана теми, кто пережил не одно землетрясение.
Тибетская деревушка
Швейцария? Это Тибет
У девочки немного цыганский вид, но бегает она по тропке вдоль очень приличного родительского огорода. А вообще у тибетцев много общих черт с цыганами. А также с индейцами, а из близких нам народов - кавказцами.
Чортен
На верхнюю точку своего маршрута, перевал Чигугуань (4150 м) я заехал по замечательной грунтовке. Вообще, перевала можно было избежать, проехав по проложенному в горе 4-х километровому тоннелю, и сэкономив 20 км серпантинных виражей в облаках. Но разве так интересно?
Перевал Чигугуань, высота 4150 м
Каждая новая долина чем-то отличается от предыдущей. Здесь другие дома, другие люди, другие растения. Высота становится все больше. Кругом уже давно не тропики, а вполне знакомая среднеполосная ель. Едется небыстро - воздуха все-таки поменьше, и все время в горку.
Долина р. Сомохэ
В этот монастырь я заехал утром после ночлега на соседних лугах. Монахи видимо только кончили завтракать, и устроили мне небольшую экскурсию.
Монастырь
Яркие красные, синие, белые, желтые флажки всюду, где есть, что ими можно отметить - на мосту, на перевале, у стен домов. Все для чего-то нужно, а значит и флажки тоже. Здесь живут тибетцы - говорят они каждому, кто проезжает мимо. У этой территории есть хозяева.
Маркировка территории
До чего же приятно встретить таких же бродяг как ты! Собственно, это был единственный раз за все время путешествия, когда мне так повезло. Эта пара катается по восточному Тибету уже 30 дней и скоро намерена заканчивать свой поход в Чэнду.
Встречные путешественники
11.08 Выезд на Тибетское плато
Перевал 3820. Налево Хуанхэ, направо Янцзы
После очередного перевала подъем неожиданно заканчивается, и дорога выходит на плато с едва заметным уклоном вниз. Здесь снова все по-другому. Я не был в Монголии, но именно с ней у меня ассоциируется эта местность, где на обширных холмистых лугах пасется местный рогатый скот. А впереди петляет одна из главных рек страны, Хуанхэ. Правда здесь почти нет песка, и воздух свежее и прозрачнее.
Долина реки Байхэ
Блокпост. Рядом проходит граница зоны, закрытой для посещения, и китайцы ее стерегут. В этом месте у меня единственный раз за месяц (не считая гостиниц) посмотрели в паспорт и переписали данные. Попытка выяснить у подошедших любопытных тибетцев про наличие дороги ни к чему не привела: советские генштабовские карты не вызывают ничего кроме недоумения.
На блок-посту у Anqu
Летние квартиры
Мотоцикл - главный вид транспорта в высокогорье. Он делает местное население очень мобильным и вездеходным. Китайцы, в отличие от местных, ездят здесь на броневиках и в бронежилетах. Фотографироваться не желают.
Разлив Байхэ
В центре снимка - не снег, а оставленная стоянка кочевников.
Hongyuan - небольшой тибетский городок с одним очень оживленным перекрестком и одним регулировщиком. И конечно рыночком, где можно запастись фруктами и лепешками.
Hongyuan
Зачем нужны флажки, я уже объяснял, но зачем их столько - для меня до сих пор загадка. Очевидно, что шест - это центр шатра, который здесь можно поставить.
Старая стоянка кочевников
Сенокос
В этой палатке летом живет семья: мать и несколько сыновей и дочерей. Старший из них, Вэй, позвал меня остаться на ночлег и от его настойчивого приглашения было трудно отказаться. Тем более, что мне очень хотелось попробовать знаменитого тибетского чая на масляной основе. И чай и кашу я конечно же попробовал, а ночлег происходил в компании целого стада пасущихся рядом яков. Утром, когда нужно было уезжать, Вэй подарил мне свой шарф. Не зная, чем ответить на этот подарок, я отдал ему свой шведский компас - единственную вещь, которую использовал в велопоходах очень мало. Позор туристу, да.
В гостях
Хотя Далай-Лама сегодня не в Китае, тибетцы помнят и почитают своих лидеров.
Красный уголок
Одежда тибетцев совершенно непривычна на вид. Особенно рукава, длина которых достигает колен. В них тепло и можно много чего носить, но вряд ли удобно ездить на велосипеде.
Вэй
У пролетающих мимо мотоциклистов иногда совершенно бандитский вид. Особенно, если у них нет шлемов и им приходится заматывать лицо от ветра. Но несмотря на внешность, практически все они готовы приветствовать вас своим интернациональным
Хэллоу!
Выслеживали меня в деревне. Пришлось откупаться печеньем.
Дети
Горная степь
Путь этих паломников существенно дольше моего. До Лхасы отсюда еще не меньше 1500 км. И хотя они идут по хорошим дорогам, а едой всегда готовы поделиться попутчики, им будет трудно успеть до наступления холодов.
На пути в Лхасу
Благодаря существующему обыкновению не стричься местная молодежь выглядит очень современно. Есть правда мнение, что это западная молодежь выглядит современно, потому что хочет быть похожей на тибетцев.
Молодые тибетцы
Прямо
Одежда женщин еще более интересна, чем у мужчин. Глядя на них, просто удивляешься, в том ли веке ты сейчас живешь. Жалко только они стесняются фотографироваться. Впрочем, и я также стеснялся.
В Zoige
Чистый ручей
Подобные конструкции позволяют высушить больше сена на меньшей площади, чем обычный стог.
Сеносушилки
В Китае действует запрет на рождение более одного ребенка в семье. Но он эффективен в городах, где его легко проконтролировать и совсем не такой жесткий в сельской местности, где может быть и два и три ребенка.
Фермеры
Будда слушает
Сбор урожая в горных деревнях происходит так, как будто бы это делают не отдельные жители, а вся деревня сообща. Так и на этой фотографии: множество тракторов ждут погрузки сена и образуют одну общую пробку
Сбор урожая
В монастыре
В этой деревне при монастыре как будто не делают ничего кроме заготовки сена. Но денег от его продажи достаточно, чтобы обеспечить все прочие продукты с рынка и еще строить монастырь.
Долина Лицзюхэ
Самый симпатичный тоннель на моем пути. Его проложили совсем недавно в обход новой плотины. Стены еще не обработаны, штукатурка не завезена, и внутри кажется, что находишься в настоящем руднике.
Маленький тоннель
Р. Байлунцзян
Дорога петляет вместе с рекой в тесных ущельях и иногда чувствуешь, будто ты не в седле велосипеда, а сплавляешься вниз по бесчисленным
Но китайцев мало беспокоит сила стихии, подле которой они живут. Рядом с отвесными стенами каньона плотными рядами растет кукуруза, а мощную реку за поворотом беззастенчиво направляют в трубу, где она мирно крутит турбину местной ГЭС.
Этот тоннель меньше 2 км и вдобавок освещенный, но велосипедистам в него нельзя. Я об этом не знал. Вообще-то существует объезд по старому серпантину, который даже показан на карте. Но когда хорошая дорога уперлась в дырку в скале, а местный регулировщик остановил меня, стало ясно, что нужный поворот остался позади. Я стал долго с помощью жестов и карты объяснять, куда я хочу, но полицейские и собравшиеся любопытные не пускали меня ни вперед ни назад, показывая, что надо чего-то подождать. Когда наконец подъехала микролитражка с мигалками, я сперва подумал, что сейчас придется разбираться и запихиваться внутрь, но все оказалось проще. Поблескивая цветными маячками автомобиль вырулил на среднюю полосу, а водитель показал, чтобы я ехал за ним. С таким эскортом я спокойно преодолел этот тоннель, причем за это время в нем не появилось ни одной другой машины.
Эскорт через тоннель по дороге в Longxi
14.08 Спуск с гор
Деревня на склоне
4 часа ушло у меня борьбу с этим серпантином. Вначале шла хорошая дорога, но видимо наверх катки не доехали, и асфальт быстро превращается в каменистую грунтовку. А внизу остаются маленькие деревни и искромсанные ступеньками холмы, где от первозданного рельефа остались рожки да ножки. Оказавшись в новой долине, я расстаюсь с лесами и горными красотами. Впереди территория густой населенки и бесконечных огородов.
Серпантин на перевал, 3200
Перевези меня через Майдан
Узкая дорога
Грузовики неторопливо ползут по крутым поворотам серпантина. На каждом изгибе здесь принято давать сигнал, чтобы встречный водитель готовился затормозить. В результате склон постоянно оглашается мощным гудением с разных сторон горы. Но и это не всегда помогает.
На боку
Канализацией в Китае обычно служит сточная канава, но там где все-таки проложены подземные коммуникации, надо смотреть в оба, и особенно ночью. Впрочем, в этом отношении китайские города мало отличаются от России.
Молотьба под колесами
В сезон сбора урожая практически на любой дороге центральной части страны можно наблюдать эту сцену. Разбросанные на дороге колосья давятся проезжающими мимо машинами и грузовиками. Это процесс молотьбы. Оставшиеся на дороге семена затем сметают и отсеивают от мусора.
Горы поделены на зоны-этажи. Каждая деревня со своими полями живет на своем уровне.
В густо заселенных районах страны понимаешь, что вся земля здесь подверглась человеческой переработке. Раньше освоение горных участков поощрялось политикой государства, которому нужно было кормить население. Но сегодня, когда страна практически лишилась собственных лесов, надо крутить колесо в обратную сторону.
Поля
Крестьяне не используют сложных приспособлений. Чаще всего инструмент один - мотыга. Лошадь - уже скорее редкое исключение. Зато почти у каждой семьи есть мотоцикл или маленький трактор.
Аккуратно сложенные вдоль полей снопы издали напоминают приготовившиеся к атаке редуты солдат.
Простецкая архитектура уездных городков немного смахивает на декорации из фильмов про дикий запад. Здесь тоже есть свои салуны, в которых пьют пиво, но главное что здесь находится - это рынок. Именно сюда стекается все, что выросло на окрестных полях.
В августе воды в руслах практически нет, и дно зарастает травой. Но придет время дождей, и здесь будет полноводная река.
Р. Вэйхэ
Водитель этого пылящего грузовичка наверное едет к себе домой кушать пельмени, которые приготовит ему жена. А я решаю сложную задачу: где в этой стране можно поставить палатку на ночь. Скоро гроза.

Перейти к части II

Архив текстов и фотографий

Hosted by uCoz